Инновационная и экспериментальная деятельность

В рамках реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, внедрения федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50 и ТОП-Регион), а также в целях координации действий профессиональных образовательных организаций Тюменской области по разработке и учебно-методическому обеспечению образовательных программ по реализуемым профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами созданы проектно-технологические группы по разработке образовательных программ, учебно-методических комплексов и фондов оценочных средств по профессиям и специальностям среднего профессионального образования и закреплены на базе профессиональных образовательных организаций Тюменской области.

В компетенцию проектно-технологической группы, функционирующей базе МЦК – ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» входят следующие направления подготовки из перечня наиболее востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий ТОП-50: Косметолог, Парикмахер, Специалист по гостеприимству, Повар, кондитер, Графический дизайнер; из перечня наиболее приоритетных и востребованных на рынке труда Тюменской области профессий ТОП-Регион: Дизайнер, Технолог-конструктор (швейные изделия), Визажист-стилист, Техник-технолог (пищевая промышленность); и профессии и специальности, реализуемые в соответствии с ФГОС 3+: Организация обслуживания в общественном питании (менеджер), Бухгалтер, Коммерция (по отраслям) (менеджер по продажам).

В состав проектно-технологической группы включены представители 10 профессиональных образовательных организаций Тюменской области: ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж», ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж», ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум», ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум», ГАПОУ ТО «Тобольский колледж искусств и культуры имени А. А. Алябьева», ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта», ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства».

По вопросам взаимодействия обращаться к руководителю проектно-технологической группы базе МЦК – ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» к Харуновой Анастасии Александровне, заместителю директора.

Контактные данные: top50mck72@gmail.com

Приказ «Об утверждении составов проектно-технологических групп»

Тематика заседаний

Необходимость формирования адаптивной системы образования привела к появлению новой структуры ФГОС, включающей набор требований, отражающих основные запросы рынка труда, формируемых на основе профессиональных стандартов. Этими требованиями являются виды деятельности по профессии (специальности) общие и профессиональные компетенции. Остальные требования, касающиеся знаний и умений, перенесены непосредственно в образовательную программу. В основе дальнейшей разработки программы лежит детализация требований по профессиональным компетенциям. Для это проводится анализ заявленных во ФГОС профессиональных компетенций (раздел 3), на основе которого выделяются основные профессиональные действия по каждой из профессиональных компетенций и выделяются знания и умения, необходимые для выполнения этих действий, при этом внимание следует уделить, и тем, знаниям и умениям которые должны формироваться в учебных дисциплинах, и поэтому являются сквозными для ряда модулей, и тем, что должны формироваться непосредственно в профессиональном модуле. Кроме того, в последнюю колонку помещаются сведения о минимально-достаточном оснащение образовательного процесса ресурсами, которое должно быть предоставлено для освоения каждого из действия, а рамка освоения компетенций в рамках раздела модуля. По результатам оформляется спецификация на каждую профессиональную компетенцию (или группу компетенций) профессионального модуля. Разработка такой спецификации значительно облегчит разработку программы профессионального модуля, так как выделенные знания будут описаны в дидактических единицах междисциплинарных циклов, умения будут отражены в тематике практических занятий и лабораторных работ, а действия составляют основу для формирования тем практики в рамках модуля. Кроме того, такая детальная проработка будет полезна для дальнейшего проектирования контрольно-измерительных материалов по профессиональному модулю.

Именно эти требования определяют степень детализации требований в рамках каждой компетенции. Важно помнить, что полученные данные будут основанием для включения в программу общепрофессиональных, математических и естественнонаучных дисциплин, а также, каждый из выделенных конкретизированных требований, будут служить основой для включения в содержание программы, соответствующих теоретических и практических занятий, а значит должен найти отражение и в контрольно-измерительных материалах по профессии (специальности).

Общие компетенции также обозначены во ФГОС (раздел 3). Для удобства формирования программ и организации освоения данных компетенций составляется спецификация. Освоения общих компетенций позволяет обеспечить уровень профессионального образования. Анализ дескрипторов умений и знаний, позволяющих обучающемуся продемонстрировать освоение этих компетенций требует введения ряда дисциплин, таких как БЖД, Физическая культура, Иностранный язык в профессиональной деятельности и др.

Далее проводится анализ сводных требований по всем компетенциям (профессиональным и общим), осваиваемым по всем видам деятельности, по результатам которого обосновывается необходимость введения тех или иных дисциплин общепрофессионального, математического и естественно-научного циклов и формируются конкретизированные требования по каждой из выявленных дисциплин. При этом требования по знаниям и умениям учебных дисциплин могут даваться более развернуто, чем в спецификации модуля, но не должны выходить за рамки, определенных в ходе разработки спецификации умений и знаний.

Для соблюдения единства образовательного пространства, непрерывности профессионального образования разработаны стандартизированные требования по наименованию учебных дисциплин по циклам.

Цикл ОГСЭ является единым для всех специальностей, перечень дисциплин указан во ФГОС п. 3.5 (ФГОС по специальности), требования к знаниям и умениям по этим дисциплинам определены Министерством образования и науки РФ.

При разработке содержания данных программ в рамках рабочей программы, в случае необходимости могут вноситься дополнительные дисциплины, перечисленные требования могут дополняться за счет вариативной части.

Математический и общий естественно-научный цикл содержит номенклатуру рекомендуемых дисциплин по укрупненным группам, которые могут дополняться по результатам анализа спецификации модуля. Новые дисциплины добавляются, если для освоения компетенций требуются базовые знания математических и естественно-научных наук.

Общепрофессиональный цикл для укрупненной группы сформирован ФУМО, описан в виде номенклатуры учебных дисциплин для укрупненных групп отдельно для профессий и специальностей (в случае их наличия).

Список источников:

1. Методические рекомендации по проектированию образовательных программ, УМК и КИМ, реализующих требования ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям» // Центр развития профессионального образования Московского политехнического университета. – Москва, 2016.

о подготовке и проведении демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году



Конкурсная документация демонстрационного экзамена

Компетенция Инфраструктурный лист Конкурсное задание Техническое описание Техника безопасности
Администрирование отеля htmlimage htmlimage htmlimage htmlimage
Поварское дело htmlimage htmlimage htmlimage htmlimage
Парикмахерское искусство htmlimage htmlimage htmlimage htmlimage