30 сентября 2021 года, студенты Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса побывали в одном из ведущих учреждений культуры Тюменской области, в Музее имени И.Я. Словцова, на экскурсии «Мистика или совпадение? Таинственная сторона творчества русских классиков».
С первых минут было ясно всем, что экскурсия будет увлекательной и мистической. Обучающиеся группы ГР-21-11-1, зайдя на выставку шедевров художественных отечественных произведений, увидели одну очень важную особенность – это обилие парадных портретов. Проследовав далее будущие графические дизайнеры узнали о том, что с течением времени русские художники стали перенимать мастерство у западных художников, так как те были примерно на 500 лет впереди по умению изображать людей и, в особенности лица героев, более натурально и реалистично.
Как стало известно студентам, выдающуюся картину портрета Марии Павловны, жены Павла I, написал известный мастер портрета, Владимир Лукич Боровиковский, именно с натуры. В те времена было честью и огромной ценностью писать картины правителей именно с натуры, так как должного времени у правителей часто не имелось, приходилось копировать с других картин и художникам часто представлялась возможность додумать в портретах правителей части одеяний и интерьера.
Следуя дальше и углубляясь в мистические истории великих художников и их картин, выяснились следующие факты о том, что художник Пьетро Антонио Ротари смог написать 300 копий портретов изящных и необычайно красивых молодых девушек по заказу одного правителя прошлых лет для одного из кабинетов Петергофа. В те времена это называлось шпалерной развеской. При виде картин такого масштаба у зрителей создавалось резкое ощущение дискомфорта, когда на них одновременно смотрели тысячи глаз.
Следующей удивительной историей оказалась картина изображения города с часами. На самом деле эта картиной являлась обманкой, популярной в 19 веке. Данная картина была написана не на холсте а на металле. И это было сделано умышленно, так как на месте циферблата картины были вставлены настоящие часы, и их нужно было заводить каждый день, чтобы они показывали реальное время. Таким образом, придворные и выдающиеся гости которые посещали место где находилась картина, развлекались и удивлялись такой диковинке, ведь поистине, данная картина носила необычайный спрос и интерес у зрителей. Позднее, хозяевам картины ручной циферблат наскучил, они решили вырвать часы полностью, и на этом месте появилась заплатка, а позже здесь были изображены часы, только небрежно и вычурно.
Стоит упомянуть и об истории Ильи Репина, которую ребята слушали очень внимательно и с большим интересом. Это история о написании картины смерти сына на руках у отца. Данную картину Илья Ефимович Репин писал, воспользовавшись дружескими связями, попросив позировать для написания события известного художника Григория Мясоедова, который изображал Ивана Грозного, и Всеволода Гаршина. После того как картина была написана, с ней стали происходить страшные события, например, тот факт, что натурщики прожили относительно недолго. Далее, картину несколько раз резали ножом прямо в Третьяковке. Третий случай порчи картины был также в музее, но на этот раз увечья нанес психически больной человек, который посчитал, что в данном произведении искусства слишком много крови. Взяв в руки металлическое ограждение он разбил на мелкие части стекло картины. Тем самым полотно было настолько изрезано, что картина по сей день находится на реставрации.
Эти и другие завораживающие истории из жизни картин внесли небывалый след в искусство русских художников и мастеров. Некоторые из них по загадочным обстоятельствам сходили с ума или вовсе кончали жизнь самоубийством. Как натурщики, так и зрители, которые хоть раз в жизни осмеливались взглянуть на один из шедевров художественной коллекции. «Таинственная сторона творчества русских классиков» надолго отложилась в головах студентов и не раз будет вспоминаться им своими шокирующими мифами и историями.